- КАМЕРТОН
- (нем. Kammerton), то же что нормальная высота тона. Прежде не умели счесть число колебаний, и потому раз на всегда установленной, абсолютной высоты тона не существовало и последняя неоднократно изменялась с течением времени, то повышаясь, то понижаясь. В 1617 веках уровень нормальной высоты был кажется очень высокий, в чем можно убедиться из строя старинных органов, который приблизительно на целый тон выше нашего к. Впрочем этот строй стал постепенно понижаться, в особенности с тех пор как вне церкви развилась самостоятельная музыка камерная музыка, у которой благодаря этому образовалась вскоре своя собственная нормальная высота; в отличие от высоты органного строя, которою руководствовался хор (Chorton, хоровой тон) эта высота называлась камертоном (камерным тоном). Еще выше "хортона" был Kornetton (корнетный тон, на малую терцию выше к.) по всей вероятности строй городских трубачей. Хоровой тон и к. существовали долгое время совместно и оба повышались и понижались приблизительно параллельно; даже после того, как хоровой тон вышел из употребления, к. еще долго подвергался колебаниям, пока парижской академией в 1858 не был установлен (надо надеяться, навсегда) Diapason normal, согласно которому нормальное одночертное а должно равняться 870 простым или 435 двойным колебаниям в секунду. Сарти (См.) в конце 18-го столетия ввел в России так называемый "петербургский к.", в 436 двойных колебаний для одночертного а; к. этот таким образом почти не отличался от "парижского к.", введенного в Европе на 70 лет позже. Срв. Ellis "History of musical pitch" 1880 (извлечение отсюда в "Vierteljahrsschrift f. Mus. Wiss". 1888); эта брошюра указывает на необъяснимую путаницу соотношений строя в различное время в различных странах и еще большую путаницу в наименованиях.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.